Ученические парты
Все то, о чем так долго мечтали российские педагоги, сбылось. Вот уже несколько лет каждый учитель, осененный идеей собственной авторской программы, может придумать и выпустить свой учебник. Правда, готов ли он пройти длинный путь к своей цели?
Путь этот непрост. Во-первых, автору предстоит отнести рукопись нового учебника в одно из многочисленных издательств и постараться убедить редакционную коллегию в жизненной необходимости своего учебника: в его соответствии государственному стандарту образования, в его научной свежести. Одобрив проект, издательство делает оригинал-макет учебника (или сразу издает учебник) и направляет его в Министерство образования, а оттуда, в свою очередь, в Федеральный экспертный совет. В него входят ученые, методисты и учителя-практики (в том числе, из регионов), которые тщательно анализируют и всесторонне изучают будущий учебник, а затем составляют свое заключение.
Учитывая положительное заключение экспертов, Минобразования решает вопрос об издании учебника с грифом: «Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника...» Если учебник получил отрицательную оценку Экспертного совета и отклонен Министерством, то он отправляется на переработку и может быть снова выдвинут на рассмотрение не ранее чем через три месяца.
Итак, допустим, ученические школьные парты. Учебник «допущен» к работе. Значит, он автоматически заносится в Федеральный перечень или в Католог учебных изданий, рекомендованных Мин-образования на очередной учебный год. Однако, если авторский коллектив стремится дать своему учебнику другой, более высокий и престижный гриф – «Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебника...», то издание должно пройти апробацию (испытание) в школах разных регионов, собрать множество справок и вновь получить оценку экспертов. Только после положительного заключения президиума Федерального Экспертного совета Минобразования России учебник издается вновь. На этот раз – с грифом «Рекомендовано».
Как дальше складывается судьба нового учебника? Многое зависит от издательства, от успешности его рекламной компании. Но главным образом счастливая жизнь книги находится в руках институтов повышения квалификации, тех методистов, которые напрямую работают со школами, с учителями и подробно рассказывают об особенностях каждой новинки.
Если разъяснительная работа «на местах» была проведена удачно (и к тому же учебник хорош сам по себе), то тираж активно раскупается, приносит издательству прибыль, а детям – знания. Но бывает и так, что учебный комплект прошел все экспертизы, попал в Федеральный перечень, но несмотря ни на что, раскупается неохотно. В этом случае издательство прекращает выпуск невостребованного учебника.